В финском народном эпосе о Петровиче упоминается как о веселом, трудолюбивом и смелом парне, играющем на различных музыкальных инструментах.

Веселый Петрович

Жили старик со старухой. Было у них два сына. Старшего звали Тойво. Хороший он был, работящий, только очень уж хмурый. Никогда не засмеется, никогда не запоет, одно знает — трубку курит, дым пускает. Рыбу на озере ловит — молчит, сосну в лесу рубит — молчит, лыжи мастерит — молчит. За это его и прозвали Тойво-неулыба.

А младшего звали Петрович. Хороший он был парень. Работает — песни поет, разговаривает — весело смеется. Умел он и на гуслях-кантеле играть. Как начнет струны пощипывать, как заиграет плясовую — никто на месте не устоит, у всех ноги сами собой в пляс идут. За это его все и звали Петрович-весельчак.

Поехал раз Тойво в лес по дрова. Отвел сани в сторону и давай рубить. Пошел по лесу стук да треск.

А возле сосны медвежья берлога была.

Проснулся хозяин-медведь:

— Эй, кто стучит? Кто мне спать не дает?

Вылез из берлоги, глядит: парень сосну рубит, щепки из-под топора во все стороны летят. Ух, рассердился медведь:

— Ты зачем в моем лесу стучишь, спать не даешь? Зачем куришь-дымишь? Вон убирайся!

Да как встанет на дыбы, да как хватит Тойво лапой — только куртка затрещала.

Тойво от страха топор выронил, сам по снегу покатился, перекувырнулся да прямо в сани и повалился.

Испугалась лошадь, дернула и понесла сани по сугробам, по пням, по полянам да и вывезла Тойво из леса.

Приехал Тойво домой — ни дров, ни топора, куртка разорвана и сам еле жив. Ну да что поделаешь?

А дрова-то нужны — печку топить нечем.

Собрался в лес Петрович-весельчак. Взял топор да кантеле, сел в сани и поехал. Едет — играет и песню поет.

Приезжает Петрович-весельчак в лес и видит: стоит сосна, с одного боку надрублена, а рядом на снегу топор лежит.

"Эге, да это же мой братец Тойво рубил!"

Отвел Петрович сани в сторону, поднял топор, хотел было сосну рубить, да раздумал: "Дай-ка сначала на кантеле поиграю — веселее работа пойдет!" Вот какой он был, Петрович-весельчак!

Сел на пенек да и заиграл. Пошел по лесу звон. Проснулся медведь-хозяин:

— Кто это звенит? Кто уши мне щекочет?

Вылез из берлоги, видит: парень на кантеле играет, шапка на затылке, брови круглые, глаза веселые, щеки румяные — сам песню поет.

Хотел медведь на Петровича броситься, да не смог: ноги сами в пляс так и просятся — удержу нет!

Заплясал медведь, заухал, заревел:

— Ух, ух, ух, ух!

Перестал Петрович играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит:

— Эй, парень! Научи меня на кантеле играть!

— Можно,— говорит Петрович-весельчак.— Отчего не научить?

Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам — ох, как скверно играет!

— Нет,— говорит Петрович,— плохо ты играешь! Надо тебе лапы тоньше сделать.

— Сделай! — кричит медведь.

— Ну, будь по-твоему!

Подвел Петрович медведя к толстой ели, надрубил ее топором, в щель клин вставил.

— Ну-ка, хозяин, сунь лапы в щель да держи, пока я не разрешу вынуть!

Сунул медведь лапы в щель, а Петрович топором по клину как стукнет! Вылетел клин, медведю лапы-то и прищемило. Заревел медведь, а Петрович смеется:

— Терпи, терпи, пока лапы тоньше станут!

— Не хочу играть! — ревет медведь.— Ну тебя с кантеле твоим, отпусти меня!

— А будешь людей пугать? Будешь из лесу гнать?

— Не буду! — ревет медведь.— Только отпусти!

Загнал Петрович клин в щель, вытащил медведь лапы и скорее в берлогу забрался.

— Смотри,— говорит Петрович,— не забудь свое обещание! Не то приеду — напомню тебе!

Нарубил Петрович полные сани сосновых дров и поехал из лесу. Едет, сам на кантеле играет да песни поет.

Вот он какой, Петрович-весельчак!

С тех пор медведь на людей перестал нападать. Как услышит голос да стук топора, думает: "Уж не Петрович ли приехал?". И лежит в своей берлоге тихо да смирно.

Упоминания о Петровиче как о единственном и незаменимом человеке появляются у башкирских народов.

Кто сильнее?

Был когда-то старик со старухой, и была у них дочь. Когда дочь выросла, старик со старухой стали задумываться: какого бы ей найти жениха?

— Выдам ее замуж за самого сильного

на свете,—сказал старик.

И вот, чтобы найти самого сильного, старик отправился в путь. Пришлось ему как-то итти по льду. Лед был скользкий, старик поскользнулся и упал.

Рассердился старик и говорит:

— Эх, лед, ты, кажется, очень силен! Иначе не удалось бы тебе так быстро свалить меня с ног. Будь женихом моей дочери!

Лед и говорит в ответ:

— Если бы я был силен, я не таял бы от солнца. Тогда старик отправился к солнцу и говорит:

— О солнце! От тебя тает лед. Стало быть, ты сильнее его — будь женихом моей дочери! Солнце отвечает:

— Если бы я было сильным, туча не могла бы

закрыть меня.

Тогда старик отправился к туче.

— Туча! Туча! Ты закрываешь даже солнце, будь женихом моей дочери!

Туча отвечает:

— Если бы я была сильна, дождь не пробивал бы меня насквозь.

Старик отправился к дождю и говорит:

— О дождь! Ты, видно, очень силен, ты даже тучу пробиваешь насквозь. Будь женихом моей дочери!

Дождь и говорит в ответ:

— Если бы я был силен, земля не выпивала бы меня до капли.

Тогда старик опустился на землю и обратился к ней:

— О земля! Ты сильнее всех: ты даже дождь выпиваешь до капли. Будь женихом моей дочери!

А земля и говорит:

— Будь я сильна, травка не пробивалась бы сквозь меня.

Тогда старик отправился к травке и говорит ей:

— Травка! Ты пробиваешься даже сквозь землю, стало быть, ты очень сильна. Будь женихом моей дочери!

Травка отвечает:

— Если бы я была сильна, бык не поедал бы меня. Старик пошел к быку:

— Эй, бык, ты, никак, очень силен — ты поедаешь даже траву. Будь женихом моей дочери!

Бык отвечает:

— Если бы я был силен, то нож не колол бы меня. Старик пошел к ножу:

— Нож! Ты колешь даже быка. Значит, ты сильнее всех. Будь женихом моей дочери!

Нож говорит в ответ:

— Был бы я силен — не вертел бы мной человек, как хотел. Нет, я не силен.

— Человек, оказывается, сильнее всех,— сказал тогда старик и выдал дочь за Петровича, который был сильнее всех.

В японских народных сказках Петрович предстает мудрецом, к которому обращаются за разрешением любых споров.

Мудрое решение

Давным-давно жил в столице один сват. Целыми днями подыскивал он женихов и невест.

Однажды он просватал пятнадцатилетнюю девушку за тридцатипятилетнего мужчину, скрыв его возраст. Но родители невесты вскоре прослышали, что жених стар.

- Мы ни за что не отдадим дочь: ведь между возрастом жениха и невесты двадцать лет разницы,- сказали они.

Что мог поделать сват? Он решил пожаловаться Петровичу. Петрович вызвал обе стороны и спросил родителей девушки:

- Вы дали слово, по какой же причине теперь отказываетесь?

- Сват обманул нас: жених на двадцать лет старше невесты, поэтому мы не согласны. Мы бы отдали ее, если бы он был хотя бы только вдвое старше ее.

- Пусть будет, как вы хотите. Отдайте ему свою дочь через пять лет. Жених обязан это время подождать. Тогда ему исполнится сорок, а ей - двадцать, и жених будет старше невесты как раз вдвое.

Так порешил Петрович, и обе стороны с извинениями удалились. Поистине мудрое решение!

Мудрецом и народным спасителем предстает Петрович в преданиях народов Средней Азии. Вот вариант перевода таджикской сказки.


Мудрый Петрович

В одном государстве случилась однажды засуха. Снега зимой не было, дождей весной не было — вот и не взошли посевы дехкан. Наступил голод, и стали люди умирать.

Падишах — правитель того государства — не знал, что ему делать, как спасти свой народ от неминуемой смерти. Думал, думал, но так ничего и не придумал. И решил он один год передать управление государством своему визирю Петровичу, а сам отправился в гости к брату — падишаху соседней страны.

И правителем государства стал Петрович. Теперь он начал думать, как спасти народ от голодной смерти. Думал Петрович, думал и придумал наконец. Пошёл он в падишахскую казну, взял оттуда все золотые и серебряные монеты и раздал жителям государства, всем поровну. При этом он сказал вот что:

— Деньги я даю вам в долг. Поезжайте в другие страны, где не было засухи, где собрали большой урожай. Купите там зерна и муки. Купите столько, сколько нужно, чтобы не умереть с голоду и дожить до следующего урожая. А долг свой вы вернёте в падишахскую казну после смерти падишаха.

Обрадовались люди, взяли те деньги, купили на них в других странах зерна и муки. Тем они и спаслись от неминуемой смерти. Радовались люди и желали долгих лет жизни своему падишаху.

Прошёл год. Падишах вернулся в свой дворец. Не успел он сойти с коня, как недруги Петровича нашептали ему, что тот ограбил падишахскую казну — все золотые и серебряные монеты разделил между всеми жителями государства.

Разгневался падишах и велел казнить Петровича. Когда палач уже собирался отрубить ему голову, Петрович сказал падишаху:

— О, повелитель! Позволь мне перед смертью сказать тебе несколько слов.

— Говори! — согласился падишах.

И сказал тогда Петрович:

— Я и вправду раздал людям всю твою казну. Люди получили золотые и серебряные монеты и купили на них зерна и муки в других странах. Тем они спаслись он неминуемой смерти. Я отдал им эти деньги в долг, и они должны вернуть свой долг после твоей смерти. Теперь весь народ желает тебе, о, повелитель, крепкого здоровья и долгих, долгих лет жизни!

Услыхал эти слова падишах и понял, что Петрович очень мудрый человек. Ведь он не только спас народ он неминуемой смерти, но и заставил его полюбить своего падишаха и желать ему долгих лет жизни. Понял это падишах и простил мудрого Петровича - не стал его казнить. Так мудрый Петрович спас от смерти и народ, и себя.

Единственным здравомыслящим существом в Джунглях средней Амазонки стал Петрович в африканских сказках.

Глупцы

Однажды Петрович сидел под деревом и вслух размышлял о жизни.

"Наш мир полон тревог, опасность подстерегает на каждом шагу, - задумчиво говорил он себе. - Во-первых, может случиться беда: землетрясение, обвал или ураган. Во-вторых, все время боишься голода: ведь запасы пищи и воды могут кончиться. И, наконец, на тебя всегда могут напасть воры или разбойники..."

Тут Петрович вспомнил о каком-то своем важном деле - и убежал.

Петрович даже не знал, что три обитателя джунглей услышали его речи и насмерть перепугались. Это были чибис, земляной червяк и обезьяна.

Чибис пришел в ужас при мысли о землетрясении и урагане и дрожащим голосом проговорил:

- А вдруг небо свалится на меня, когда я буду спать?! Хорошо еще, если оно упадет днем, - я смогу улететь прочь. Но если оно упадет, когда я сплю, оно же раздавит меня!

Земляной червяк испугался голода:

- О, если кончатся запасы в почве, которыми я питаюсь, тогда я умру, умру!

А обезьяна сразу же подумала о ворах и со слезами на глазах сказала:

- Больше всего на свете я дорожу землей. Но на ночь мне приходится покидать ее, потому что я не привыкла спать на земле. Что, если воры и разбойники придут и украдут землю, пока я сплю?!

С тех пор чибис всегда спит на спине, задрав свои крошечные лапки, чтобы подпереть небо, если оно вдруг рухнет.

Земляной червяк тут же выплевывает все, что съедает, чтобы не уменьшить запасы почвы.

А обезьяна каждую ночь трижды спускается с дерева, чтобы пощупать землю и убедиться, что разбойники еще не украли ее.

Индейцы племени Оджибве наделяют в своих сказаниях Петровича божественными функциями.

Как были наказаны бизоны

В давние времена, когда мир еще был совсем молодым, главным среди всех зверей считался Бизон. У бизонов тогда не было горба. Они получили его гораздо позже, в наказание.

Вот как это случилось.

Больше всего Бизон любил носиться по прериям, а впереди себя непременно высылал стаю лис, которые громкими голосами предупреждали всю летающую, ползающую и бегающую мелочь, что их вожак Бизон вышел на прогулку И все должны были убираться с дороги, чтобы не быть растоптанными. Однажды, когда Бизон вот так мчался по прерии, маленькая птица не смогла вовремя уступить ему дорогу: она как раз сидела на гнезде.

И хотя все звери пытались остановить Бизона, он и не подумал свернуть и растоптал тяжелыми копытами и птицу, и гнездо.

Не ожидал Бизон, что о его поступке узнает Петрович – сын небесного духа, сотворивший сушу и все живое и слепивший из глины и песка первого индейца племени оджибве.

Сильно рассердился Петрович. Бросился наперерез Бизону и одним движением руки остановил его.

– Как ты посмел губить то, что я создал? – грозно воскликнул Петрович.– Как посмел обижать тех, кто слабее тебя? Пусть отныне у всех бизонов вырастет горб на спине, а голову свою от стыда они всегда держат низко опущенной. Так и случилось...